Мастера компании Roman Tavast разрабатывают и создают не только нагрудные знаки, корпоративные украшения и знаки отличия, но и выпускные кольца. Заказывать кольца, чтобы отметить окончание школы, – старая добрая традиция, которая в Эстонии практически такая же старая и добрая, как и само товарищество Roman Tavast.
Из рук наших мастеров вышли сотни разных выпускных колец, и многие из них попали к известному коллекционеру, художнику по металлу Тыну Лауку.
Мы заглянули к Тыну Лауку познакомиться с коллекцией и порасспрашивать об эстонских выпускных кольцах.
Самое большое в Эстонии собрание выпускных колец
Традиция выпускных колец в Эстонии не уникальна – она распространена во многих странах. Согласно источникам, первые кольца, которые указывали на определенный статус, были у шумеров и древних египтян. По данным Wikipedia, первыми современные выпускные кольца получили выпускники 1835 года американской военной академии в Вест-Пойнте.
И в коллекции Тыну Лаука самое старое кольцо имеет отношение к военным. На нем указан год 1928 и нанесены буквы VP, что, по словам обладателя коллекции, означает vahipataljon, т.е. «караульный батальон».
Первое в Эстонии выпускное кольцо учебного заведения, насколько известно Тыну Лауку, относится к 1934 году, его заказали ребята из Пыльтсамааского промышленного училища. «Возможно, их делали и раньше, но поверю я в это тогда, когда кольцо будет у меня на столе», – заявил Лаук.
«Поначалу выпускные кольца чаще заказывали девушки, потому что они обычно выбирали должности, на которых можно было носить кольцо. Те же, кто работает руками, этого не могут, особенно если речь идет об эмалированном кольце», – продолжил Лаук. Он заметил, что именно с юношами иногда бывает, что, поскольку они продолжают расти, кольцо через пару лет становится мало. В коллекции Лаука есть несколько колец, в которых вырезан фрагмент, чтобы украшение, которое стало мало, можно было носить и дальше.
В общей сложности у Тыну Лаука более 800 колец, и коллекция постоянно пополняется. Одни кольца приносят ему буквально на дом, другие он находит у антикваров. «О моей слабости же известно, и владельцы антикварных магазинов иногда говорят мне, когда в продажу поступает какое-нибудь кольцо или школьный значок, которые я тоже собираю», – сказал Лаук.
Оформление обычно придумано самими учащимися
По словам Тыну Лаука, в основном дизайн колец выполнен выпускниками. Иногда среди этих выпускников встречаются известные художники. В собрании Лаука есть, например, выпускное кольцо, разработанное Леонхардом Лапиным.
В коллекции и школьные, и выпускные кольца
Настоящими выпускными кольцами Тыну Лаук считает только кольца учебных заведений, такие, у которых из года в год сохраняется один и тот же дизайн, а меняется лишь гравируемый год и имя учащегося. По поводу имени у Лаука есть четкое мнение: если имени нет, то перед нами не настоящее выпускное кольцо, а просто сувенир. На одном кольце мы видим особенно редкое и красивое имя – Ellantiine.
Сначала была распространена интересная традиция гравировать на кольце год или дату, когда одноклассники впервые собрались после школы. На более поздних кольцах мы таких цифр уже не встречаем.
Дизайну своего школьного кольца остались верны Таллиннская гимназия Густава Адольфа, Таллиннское реальное училище, Ныммеская гимназия и еще некоторые учебные заведения. Кольца Гимназии Густава Адольфа украшают буквы GAG, на кольцах Ныммеской гимназии – ионическая колонна. В советское время буква R у Реального училища превратилась в II, потому что школа тогда называлась Таллиннской 2-й средней. Знатоки вычитывают в оформлении букву R.
Выпускные кольца как полуподпольный товар
В советское время выпускные кольца считались буржуазным пережитком, и традицию их изготовления пытались искоренить. «Изготовление выпускных колец было неофициальным и наполовину подпольным. Я не знаю ни одного ювелира, который бы за их изготовление сел, но учеников и учителей – да: или за их ношение, или за то, что знали, что их носят», –
сказал Лаук.
В его коллекции есть кольцо Хейнца Валка, с которым связана своя история. «Первое кольцо у него отобрали в КГБ, но он сразу заказал новое. Теперь оно здесь».
И классная руководительница Лаука, который окончил школу в 1958 году, предостерегала школьников от ношения кольца. Она говорила: «Если я увижу, что кто-то носит кольцо, то отниму, а обратно получите только тогда, когда школу окончите». Носить кольца было все-таки в определенной мере рискованно, и учительница не хотела, чтобы мы попали в неприятности», – вспоминает Лаук.
На фото – принадлежащее самому Тыну Лауку выпускное кольцо Гимназии Густава Адольфа, которое он отдал позолотить, когда отмечал свой 50-й день рождения.
Обычно материал для изготовления колец учащиеся должны были доставать сами. В ход шли серебряные ложки, российские серебряные рубли – что у кого дома было.
«То, сколько приходилось за кольцо платить, никто уже не помнит. Я и сам не помню», – говорит Лаук.
Кольца известных и неизвестных
В коллекции Лаука еще много колец известных людей. Кроме колец Хейнца Валка и Леонхарда Лапина, есть здесь, например, кольца архитектора Лейлы Пяртельпоэг, художницы Малль Томберг и историка Олева Мааса.
«Олев Маас носил свое кольцо Густава Адольфа всю жизнь до самой смерти, поэтому оно так износилось. Это показывает, с какой гордостью и почтением носили свои школьные кольца».
Дизайн на любой вкус
Если кольцо собираются носить каждый день, то лучше всего выдержит простое серебряное кольцо. А кольцо с очень сложным дизайном и выступающими деталями трудно постоянно иметь на пальце – оно цепляется за одежду, мешает работать. В качестве примера Лаук приводит кольцо (на фото ниже), которое и в самом деле каждый день носить непросто.
На этом кольце изображены солнце, месяц и символ инь-ян. В собрании Лаука есть и другие кольца, которые на первый взгляд сложно связать с учебным заведением. Например, на одном изображена Клеопатра, на другом – пивная кружка, на третьем – сердце в ладонях.
Или вот такие интересные кольца: выпускники автошкол заказывали себе кольца с машиной и светофором, на кольцах музыкальных школ и училищ изображены скрипки или басовый ключ, а на кольцах медицинских училищ – змея и кубок.
«Их так и можно рассматривать и удивляться, какие же интересные и, с другой стороны, странные делали вещи», – говорит Лаук. Нам остается с ним только согласиться.
Если статья оказалась Вам полезной, ставьте лайк, если она может заинтересовать и Ваших друзей – поделитесь. Спасибо!